-
Главная
-
Справочная информация
- Словарь терминов
Словарь терминов
3PL-провайдер (Third Party Logistics) – компания, оказывающая комплекс в основном операционных логистических услуг (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление, информационное обслуживание, страхование грузов и т.п.), использующая для этого собственные активы или привлекающая активы на условиях аренды, субконтрактинга.
4PL-провайдер (Forth Party Logistics) – системный логистический интегратор, предоставляющий услуги по проектированию, интегрированному планированию цепей поставок промышленной или торговой компании и управлению логистическими бизнес-процессами в них.
Администрирование логистической системы – комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых персоналом логистического менеджмента фирмы (преимущественно с применением информационно-компьютерных технологий) для реализации стратегических, тактических и оперативных целей ЛС.
Аудит логистики фирмы – всестороннее изучение организации логистического процесса, состояния и функционирования системы управления и затрат на выполнение логистической деятельности, выявление недостатков в организации, планировании, контроле логистики, а так же качества логистического сервиса и путей их ликвидации.
Бенчмаркинг в логистике – процедура стратегического позиционирования компании по логистическим параметрам по отношению к конкурентам, среднеотраслевому уровню или лидеру отрасли. Используется чаще всего для установления стандартов ключевых показателей функционирования логистики компании – системы логистических KPI.
Бюджет логистики – комплексная система финансовых составляющих, разрабатываемая в рамках одного года, отражающая объемы и сроки обеспечения развития организации необходимыми материально-финансовыми ресурсами на всех участках цепи поставок.
Ведущий логистический оператор/провайдер (Lead Logistics Provider LLP) – компания 3PL-уровня, однако имеющая дополнительные инструменты, обеспечивающие открытость их деятельности и доступ к оптимизационным решениям и моделированию (например, управлению запасами, интегрированному планированию, межорганизационной координации), что позволяет оказывать поддержку принимаемым решениям в цепях поставок клиентов.
Грузовая единица – некоторое количество товаров, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу, и которые своими параметрами связывают технологические процессы на разных участках логистической цепи в единое целое.
Грузовой терминал – специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а так же коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в интер/мультимодальных и прочих перевозках.
Грузопереработка – эффективное перемещение грузов на короткие расстояния, имеющие место внутри завода или склада, или между помещением и транспортным предприятием.
Дистрибьюция – функциональная область логистики, заключающаяся в интегрированном управлении логистическими функциями и операциями по продвижению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний к конечным (или промежуточным) потребителям.
Звено логистической системы – функционально (структурно) обособленное подразделение фокусной компании или любого представителя ее «трех сторон» в логистике, реализующего одну или несколько логистических функций (операций) и рассматриваемого как целое в рамках логистической иерархии «система-подсистема-сеть-канал-цепь».
Интермодальная перевозка – последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта.
Информационная интеграция – интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение цепей поставки товаров, осуществляемая объединением информационных ресурсов логистики компании на основе клиент-сервисных, открытых технологий и технологий унифицированных сообщений, и представления данных. Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства цепи поставок, которое позволяет обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения сведений, нужных для оказания логистических услуг.
Информационная система и информационная технология в логистике – комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления в ЛС.
Информационный поток – поток сообщений и данных в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, сопутствующий материальному потоку и/или процессу предоставления услуг в рассматриваемой ЛС (цепи поставок) и предназначенный для реализации управленческих функций.
Ключевые показатели эффективности логистической системы – основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента, и являющиеся основой логистического планирования и контроллинга.
Ключевые индикаторы логистической деятельности (Logistics key performance indicators – LKPI) – необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применяемых индикаторов результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в осуществлении, если это необходимо, корректирующих действий.
Комбинированная перевозка – перевозка грузов в одной и той же грузовой единице, транспортном оборудовании, к которому относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны) с использованием нескольких видов транспорта.
Комиссионирование (комплектация) – операции разделения однородных единиц груза (хранимых на складах) на меньшие, и составление из них сборных неоднородных единиц груза в соответствии с заказами клиента.
Контейнерный терминал – специальный комплекс сооружений и технических устройств при предприятии транспорта общего пользования, торговом предприятии или промышленном предприятии, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций: прием контейнеров, перегрузка контейнеров, хранение контейнеров, сортировка контейнеров по направлениям, информационное обслуживание клиентов.
Логистика – 1) в широком смысле – наука об управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов; 2) в узком смысле (с позиций бизнеса) – инструмент интегрированного управления потоками материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, а так же связанной информации, финансов и услуг, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
Логистика производства – представляет собой такое управление внутрипроизводственными материалами и информационными потоками, которое обеспечивает выполнение производственной программы с наименьшими общими затратами при соблюдении всех ограничений ЛС.
Логистика снабжения – координация и интеграция видов логистической деятельности с маркетинговой и коммерческой для достижения корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
Логистическая операция – любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных (сопутствующих) потоков, не подлежащее дальнейшему делению (декомпозиции) в рамках задач управления и контроллинга существующей или проектируемой ЛС.
Логистическая система – 1) в широком смысле – сложная организационно завершенная (структурированная) микро, мезо- или макроэкономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены общими целями; 2) в узком смысле (с позиции бизнеса) – а) относительно устойчивая совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а так же поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным и/или сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического (тактического) логистического плана; б) совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).
Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмента при реализации логистической стратегии (тактики) фирмы.
Логистическая цепь – множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и (или) сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала.
Логистический канал – обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированная по материальному потоку, с целью выполнения маркетинговых требований и (или) экономии на масштабах операционной логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки, и транспортировки продукции.
Логистический микс (правило «7R») – обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте, в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами.
Логистический сервис – процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям. Отражает ее эффективность в отношении полезности времени и места нахождения каждого продукта.
Логистический центр – структура, объединяющая несколько предприятий и организаций (частных, государственных, общественных), совместно эксплуатирующих логистическую инфраструктуру (транспортную, складскую и информационную), расположенную на определенной территории под руководством управляющей организации и за счет интеграции и координации логистической деятельности (синергетический эффект), обеспечивающая добавленную ценность как для клиентов, так и для участников.
Международный транспортный коридор – 1) часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления перевозок; 2) совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.
Мультимодальная перевозка – перевозка груза двумя или более видами транспорта.
Общие логистические издержки – суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в ЛС.
Основные потоки – материальные и сервисные. Сопутствующие материальному потоку – информационные, финансовые и сервисные потоки. Сопутствующие сервисному потоку – информационные, финансовые потоки.
Полный логистический цикл – интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта, услуги конечному потребителю.
Производительность логистической системы – определяется удельными расходами ресурсов в ЛС или объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС в единицу времени.
Сорсинг – процесс идентификации компании, которая поставляет требуемые товары и услуги.
Терминальная перевозка – перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.
Точно в срок (Just-in-time) – современная концепция построения ЛС в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на организации процессов доставки продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья ЛС в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.
Транспортировка – ключевая логистическая функция, связанная с перемещением продукции определенным транспортным средством или средствами по определенной технологии в цепи поставок, и состоящая в свою очередь, из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.
Управление взаимоотношениями с поставщиками (Supplier Relationship Management – SRM) – скоординированная программа действий, разработанная совместно потребителем и поставщиком, что бы улучшить общие показатели функционирования и снизить общие издержки цепи поставок.
Управление цепями поставок (Supply Chain Management) – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.
Цепь поставок (объектный подход) – связанная структура бизнес единиц, объединенная отношением «поставщики – фокусная компания – потребители» в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка.
Цепь поставок (процессный подход) – последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.