Анализ работы грузового транспорта позволяет отметить устойчивую тенденцию роста объемов грузоперевозок по России. Этот рост обусловлен посткризисным восстановлением экономики, в том числе увеличением объемов производства в основных грузообразующих отраслях, объемов экспортно-импортных операций и ростом деловой активности. Так, по итогам 2011 года транспортный комплекс перевез 10 437,7 млн. тонн грузов и выполнил грузооборот в размере 2 607, 1 млрд. т-км (105,9 и 105,2% к уровню 2010 года соответственно). В целом в 2011 году грузооборот транспортного комплекса превысил уровень 2008 года на 3,6%, а по сравнению с кризисным 2009 годом его рост составил 117%.
В 1 квартале 2012 года грузооборот транспорта составил 1 255,7 млрд. т-км, в том числе железнодорожного – 552,5 млрд., автомобильного – 50,8 млрд., морского – 13,8 млрд., внутреннего водного – 1,2 млрд., воздушного – 1,1 млрд., трубопроводного – 636,2 млрд. т-км.
Помесячный объем грузооборота выглядит следующим образом (см. таблицу 1):
Период
|
Млрд. т-км
|
В % к
|
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему периоду
|
2011 год
|
Январь
|
411,6
|
105,1
|
99,3
|
Февраль
|
384,5
|
105,0
|
93,4
|
Март
|
415,9
|
101,7
|
106,2
|
1 квартал
|
1212,0
|
103,9
|
97,3
|
Апрель
|
405,0
|
102,2
|
97,4
|
Май
|
423,0
|
106,0
|
104,4
|
Июнь
|
404,0
|
107,5
|
95,5
|
2 квартал
|
1232,0
|
105,2
|
101,6
|
1 полугодие
|
2444,0
|
104,5
|
|
Июль
|
405,3
|
104,5
|
100,3
|
Август
|
397,8
|
102,0
|
98,2
|
Сентябрь
|
392,7
|
100,8
|
98,7
|
3 квартал
|
1195,8
|
102,4
|
97,1
|
Январь-сентябрь
|
3639,7
|
103,8
|
|
Октябрь
|
421,1
|
101,0
|
107,2
|
Ноябрь
|
420,0
|
101,2
|
99,7
|
Декабрь
|
434,5
|
104,8
|
103,5
|
4 квартал
|
1275,6
|
102,4
|
106,7
|
Год
|
4915,4
|
103,4
|
|
2012 год
|
Январь
|
429,2
|
104,3
|
98,8
|
Февраль
|
397,1
|
103,3
|
92,5
|
Март
|
429,5
|
103,3
|
108,2
|
1 квартал
|
1255,7
|
103,6
|
98,4
|
Объемы перевозимых грузов по итогам 1 квартала 2012 года составили 104,7% к уровню аналогичного периода 2011 года. Этот рост был обеспечен в основном ростом перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом при существенном падении объемов перевозок морским и внутренним водным транспортом. Объем и структура перевозок грузов транспортом приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура перевозок
|
2011 год
|
2012 год
|
млн. тонн
|
в % к 2010 году
|
март млн. тонн
|
в % к марту 2011 года
|
в % к февралю 2012 года
|
1 квартал 2012 года в % к 1 кварталу 2011 года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Перевозки грузов транспортом, в том числе:
|
8198,3
|
107,3
|
673,9
|
103,8
|
111,6
|
104,7
|
железнодорожным
|
1241,5
|
103,0
|
108,0
|
103,2
|
111,4
|
104,0
|
автомобильным
|
5663,1
|
108,1
|
464,0
|
105,8
|
115,6
|
106,5
|
морским
|
33,9
|
91,8
|
2,3
|
78,8
|
128,7
|
77,5
|
внутренним водным
|
127,8
|
124,7
|
0,5
|
92,4
|
170,4
|
89,3
|
воздушным (транспортная авиация)
|
1,0
|
105,5
|
0,1
|
97,7
|
106,0
|
106,2
|
Трубопроводным, в том числе:
|
1130,9
|
106,5
|
99,1
|
96,7
|
95,8
|
99,1
|
газ
|
555,1
|
103,5
|
51,1
|
95,7
|
87,5
|
100,0
|
нефть
|
543,8
|
110,6
|
45,4
|
98,3
|
106,9
|
98,4
|
нефтепродукты
|
32,0
|
96,3
|
2,6
|
89,9
|
98,9
|
93,1
|
По структуре максимальный объем грузовых перевозок приходится на автомобильный транспорт. Общий эксплуатационный парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта России (исключая специальные) на 1 января 2012 года составлял более 5,5 млн. единиц, причем произошло существенное и динамичное перераспределение парка автомобилей между хозяйствующими субъектами в пользу частных перевозчиков.
На предприятиях всех отраслей экономики сегодня числится 656 000 транспортных средств, а в крупных и средних предприятиях отрасли – около 458 000.Популярность перевозок автомобильным транспортом объясняется его использованием как для технологических (внутрипроизводственных) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства продукции в пункты ее потребления. Номенклатура грузов, перевозимых автомобильным транспортом весьма обширна.
В структуре грузов порядка 35% составляют строительные грузы (строительные материалы (цемент, кирпич), металлоконструкции, оборудование и машины, грунт, песок, щебень, строительный мусор и т.д.). Около 30% занимают промышленные грузы (включая сырье, готовую продукцию, топливо и т.п.). Продукты питания и потребительские товары составляют 20%. Продукция сельского хозяйства – 10%, прочие грузы – 5%. На увеличение объемов автомобильных перевозок повлияли увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях и рост оборотов розничной торговли. Основными факторами, сдерживающими рост этого сектора транспортного комплекса, являются высокий средний возраст грузовых автомобилей и несовершенная структура их парка. Но важно отметить, что последние три года в автопарках крупных и средних предприятий становится все больше и больше новых автомобилей. Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связано с тем, что сегодняшний парк не отвечает потребительскому спросу на рынке транспортных услуг.
Промышленный железнодорожный транспорт обслуживает предприятия основных грузообразующих отраслей экономики и включает самостоятельные специализированные транспортные предприятия и железнодорожные транспортные подразделения предприятий различных отраслей экономики. Большая часть перевозок (80,3% от общего объема) на этом виде транспорта выполняется для собственных нужд промышленных предприятий. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2011 году увеличился по сравнению с показателями 2010 года на 5,7% и составил 2126,6 млрд. т-км. Объем перевозок грузов в январе-декабре 2011 года составил 1241,5 млн. тонн (+3% к уровню января-декабря 2010 года), в том числе по основной номенклатуре грузов:
- каменный уголь – 296,2 млн. тонн (+3,4% к 2010 году;
- кокс – 12,9 млн. тонн (+2,8%);
- нефть и нефтепродукты – 250 млн. тонн (-1,1%);
- руда железная и марганцевая – 110,9 млн. тонн (+8,8%);
- черные металлы – 73,5 млн. тонн (+1,1%);
- лом черных металлов – 20,2 млн. тонн (-3,6%);
- химические и минеральные удобрения – 46,5 млн. тонн (+2,3%);
- цемент – 34,5 млн. тонн(+3,5%);
- лесные грузы – 40,6 млн. тонн (-2,0%);
- строительные грузы – 157,7 млн. тонн (+10,7%);
- руда цветная и серное сырье – 23,8 млн. тонн (-6,4%);
- металлические конструкции – 0,7 млн. тонн (+2,1%);
- химикаты и сода – 28,8 млн. тонн (-0,7%);
- промышленное сырье и формовочные материалы – 33,8 млн. тонн (+6,4%);
- грузы в контейнерах – 18,1 млн. тонн (18,2%);
- зерно и продукты перемола – 20,0 млн. тонн (+10,5%).
В структуре погрузки грузов на железнодорожном транспорте в 1 квартале 2012 года, как и в 2011 году, преобладали каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая.
Грузооборот морских портов России за 2011 год вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8% и составил 535,4 млн. тонн. Объем перевалки сухих грузов составил 234,4 млн. тонн (+10,8% к уровню 2010 года), в том числе угля – 78,3 млн. тонн (+14%), грузов в контейнерах – 39,4 млн. тонн (+19,8%), тарно-штучных – 5,8 млн. тонн (5,6%), металлолома – 3,8 млн. тонн (+29,9%). Объем перевалки наливных грузов составил 300,95 млн. тонн (95,7%), нефтепродуктов – 105,5 млн. тонн (+2,5%).
В заключение заметим, что развитие грузоперевозок определяется преимущественно экономической ситуацией, а степень участия отдельных видов транспорта в грузоперевозках зависит от многих факторов: требований к условиям перевозок различных товаров, видам транспорта, специфики перевозочного процесса, объемам грузопотоков, наличием и состоянием подвижного состава, географии производства и потребления товаров, развития транспортных путей, технической оснащенности транспортных предприятий и т.д.
Рикошинский А. Логистика. - №5, 2012г. – С 30-31.
15.10.2012 г.